Содержание

 1. Введение  

2. Информационная справка      

3. Проблемный анализ состояния МОУ          

4. Концепция программы развития МОУ      

5. Деятельность по реализации программы   

1.Введение

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад «Росток»  (далее МОУ «Росток») является звеном муниципальной системы образования г. о. Самара, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей, а так же реализация преемственности общеобразовательных основных и дополнительных программ дошкольного и начального общего образования, соответствующего государственным образовательным стандартам.

В своей деятельности  МОУ руководствуется Конституцией РФ от 12.12.93, Конвенцией о правах ребёнка, Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и начального школьного возраста, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, договором, заключаемым между МОУ «Росток» и родителями (законными представителями) и уставом МОУ «Росток».

Предназначение МОУ «Росток» определяется его местом в муниципальной системе образования: это образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе реализации основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Основными средствами реализации предназначения МОУ «Росток» являются:

— Устав МОУ «Росток», утверждённый Приказом Департамента управления имущественных отношений г.о.Самара от 13 мая 2010г. № 1679;
— лицензированная образовательная деятельность (лицензия серия А № 313595, рег. № 1813 от 18 мая 2009 г., санитарно-эпидемиологическое заключение № 63.СЦ. 05.801.М.000816.02.06 от 16.02.2006 г.);

— освоение воспитанниками дошкольного отделения (дошкольное образование) основной общеобразовательной (учебной) программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; программы «Сообщество» и комплекса парциальных программ;

- освоение обучающимися 1 ступени (начальное общее образование) основной общеобразовательной (учебной) программы  «Школа - 2100» под ред. А.А.Леонтьева, программы «Система Л.В.Занкова»;

— предоставление воспитанникам и ученикам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой;
— предоставление родителям (законным представителям) воспитанников и учеников прав по защите законных прав и интересов ребёнка; обеспечение благоприятного психологического климата в МОУ «Росток», развитие и совершенствование предметно-развивающей среды;
— высокий профессионализм  работников МОУ.

 2. Информационная справка

 МОУ «Росток» открыто в  1992г., расположено в двухэтажном типовом здании, находящемся во дворе многоэтажных домов, отдалено от дороги.

В настоящее время в МОУ  «Росток» функционируют 9 возрастных групп детей раннего и дошкольного возраста и два класса для детей начальной школы. Из групп 0 ступени одна группа общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 3 лет и восемь групп  общеразвивающей направленности  для детей от 3 до 7 лет. Режим работы: 12 часов, пять дней в неделю.

Целью деятельности МОУ является: обеспечение воспитания, обучения, оздоровления воспитанников и учащихся в возрасте от 1,5 до 10,5 лет.

Задачи образовательного процесса в МОУ:

- формирование общей культуры личности воспитанников и обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- адаптация воспитанников и обучающихся к жизни в обществе, создание основы для освоения общеобразовательных программ средней ступени общеобразовательной школы;

- воспитание у воспитанников и обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование основ здорового образа жизни;

- осуществление комплекса мер, направленных на физическое, интеллектуально-личностное развитие, охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников и учащихся;

- осуществление санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- забота об эмоциональном благополучии воспитанников и учащихся;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьями воспитанников и учащихся для обеспечения их полноценного развития.

В решении задач педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса: осваивают новые технологии воспитания и обучения детей, которые осуществляют как на занятиях, так и в  кружковой работе художественно-эстетической направленности «Весёлые горошины», здоровьесберегающей направленности «Основы безопасности жизнедеятельности» и коррекционной гимнастике.

Педагоги МОУ «Росток»  принимают активное участие в методических мероприятиях и конкурсах городского уровня: «Детский сад года 2009», «Подарок Деда Мороза»; районного уровня: «Ступени мастерства», «Весёлые старты», «Маленький гений», «Мир глазами детей», «Счастливое детство» и др.

Педагогический коллектив МОУ «Росток» в основном стабильный, инициативный.  МОУ «Росток» укомплектован следующим педагогическим персоналом: заместитель директора по УВР, старший воспитатель, воспитатели, методист АСУ РСО, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, учителя, воспитатели ГПД, библиотекарь.

Все педагогические работники своевременно повышают свою квалификацию на курсах в учреждениях дополнительного образования и путём самообразования, что способствует стабильному росту педагогической компетентности работников.

В МОУ работает профессиональный коллектив педагогов, из них три педагога имеют звание «Почетный работник общего образования», 13 педагогов (45%) –  высшую, 5 человек (17%) –  первую и  3 педагога (10%) имеют вторую квалификационную категории. Коллектив педагогов находится в постоянном поиске форм и методов работы. 5 педагогов (17%) в течение 2009/2010  учебного года прошли  курсовую переподготовку на базе СИПКРО и  ЦРО. Три  сотрудника учатся в ВУЗах, четверо -  в Самарском социально-педагогическом колледже.  Необходимо отметить, что в учреждении достаточно стабильный педагогический коллектив. Ротация кадров незначительна. Однако, в связи с предполагаемым расширение дошкольного отделения, ожидается приток молодых специалистов, не имеющих практического опыта работы.

Повышению качества оказания образовательных услуг способствуют различные формы методической работы в МОУ «Росток»: педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, взаимопросмотры занятий, консультации, педагогические игры, смотры-конкурсы и т.д., которые проводятся совместно для учителей начальной школы и воспитателей детей дошкольного возраста

Работники учреждения постоянно работают над укреплением материально-технической базы: пополняют базу методической литературы и демонстрационного материала, дидактических игр и учебных пособий, что обеспечивает высокий уровень подготовки детей к следующему звену в системе образования: начальной и средней школе.

 В МОУ «Росток» имеются музыкальный и спортивный  залы, плавательный бассейн, методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, библиотека. Групповые помещения зонированы, что способствует разностороннему развитию детей и реализации их двигательной активности.  Участок детского сада озеленен, оснащен игровым оборудованием, имеется спортивная площадка.

Программно-методическое и материально-техническое оснащения педагогического процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного и начального общего образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа  и обеспечение преемственности нулевой и первой ступеней образования.

Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы МОУ «Росток» был частью городского образовательного пространства, поэтому МОУ - открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями: МОУ СОШ № 118, ДОУ Кировского и Красноглинского районов, ММУ ГБ № 3, центром «Семья» Красноглинского района, Подростковым центром «Русская слобода», Центральной детской библиотекой, МОУ ДПО ПК Центр развития образования г.о.Самара, ТИМО Красноглинского  района г.о.Самара, СИПКРО г.о.Самара (Приложение 1.).

Решение задач образовательного процесса в МОУ «Росток» осуществляется с опорой  на психолого-педагогическое обследование детей по уровню усвоения программного материала и развитию личности ребёнка. Педагогическая диагностика выявляет стабильное усвоение детьми минимума содержания общеобразовательных программ и формирование общей культуры личности воспитанников и обучающихся.

Совместная методическая работа коллектива педагогов способствует безболезненной адаптации воспитанников и обучающихся к жизни в обществе.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитание у детей гражданственности происходит через занятия по окружающему миру, экскурсии, совместную трудовую деятельность детей и взрослых, массовые мероприятия (Приложение 2.)

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется по следующим направлениям:

-привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

-развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

-обучение уходу за собой, навыкам оказания элементарной помощи;

-формирование представлений о том, что полезно и что вредно организму;

-формирование элементарных представлений об окружающей среде;

-выработку привычек выполнения ежедневных физкультурных упражнений.

Физическое воспитание осуществляется через занятия и уроки по физической культуре, в соответствии с комплексной общеобразовательной программой и кружковой работе, а так же  спортивные праздники, досуги, индивидуальную работу.

Особое внимание педагоги уделяют проведению закаливающих и профилактических процедур, учитывающих физическое и эмоциональное состояние дошкольников: воздушное закаливание, плавание в бассейне, интенсивное закаливание стоп и др. (Приложение 3).  Для изучения динамики физического развития детей в МОУ осуществляется педагогическая диагностика выполнения учебных нормативов по физической подготовке воспитанников, а так же медико-педагогический контроль.

Результат диагностической и контрольной деятельности в МОУ показал, что количество дней, пропущенных по болезни одним ребёнком, ежегодно уменьшается; физическая подготовка детей соответствует среднестатистическим показателям и имеет положительную динамику; кружковая работа способствует формированию и развитию навыков здорового образа жизни; корригирующая гимнастика позволяет сократить число детей с нарушениями осанки и плоскостопия. Однако общее снижение уровня здоровья поступающих в МОУ детей, и наиболее распространённые  заболевания дыхательной системы, мотивирует медицинский и педагогический персонал на дальнейшую работу по данному направлению.

Наиболее проблемной областью образования дошкольников, по результатам психолого-педагогической диагностики, стало выполнение требований программы по разделу «Развитие звуковой культуры речи». Наблюдения педагогов показывают увеличивающийся приток детей дошкольного возраста с проблемами речи. Логопункт, открытый в 2002 г., не справляется с ежегодно увеличивающимся количеством детей, требующим особого внимания педагогов. Задержка речевого развития накладывает отпечаток на развитие общения детей. Педагог-психолог отмечает повышение тревожности и агрессивности у дошкольников, которая в начальной школе только прогрессирует. Знания педагогов по выявлению речевых проблем и незначительной коррекции речи, нуждаются в усовершенствовании. Именно это направление работы принято педагогами как приоритетное на ближайшее время.

Ещё одним приоритетным направлением работы педагоги считают формирование активности и инициативности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как они закладывают основу для формирования регулятивных универсальных учебных действий, которая является основой успешности ребёнка в различных видах деятельности. Наиболее перспективной областью, позволяющей сформировать активность и инициативность, по мнению педагогов, являются занятия музыкально-эстетического цикла.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется на основе сотрудничества.  Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей происходит через родительские собрания, консультации, семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, совместные мероприятия (праздники и досуги), выставки совместного творчества детей с родителями, оформление стендов: «Росток – планета детства», «Шаг за шагом к здоровью», изучение родительского мнения о работе начальной школы-детского сада через анкетирование, опросы.

Таким образом, в МОУ «Росток» созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне: создан коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создаётся благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между участниками образовательного процесса строятся на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания; материально-техническое обеспечение соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей, следовательно образовательный процесс в МОУ «Росток» строится в полном соответствии с требованиями государственного стандарта по дошкольному и начальному общему образованию. 

3. Проблемный анализ состояния МОУ

На основании анализа физического развития детей, предрасположенности детей к заболеваниям в силу не достаточно развитых навыков по самообслуживанию, в связи с запросом родителей (законных представителей), педагогами МОУ было выбрано для реализации приоритетное направление по физическому развитию детей.

С целью реализации приоритетного направления физическое воспитание детей осуществляется  на основании программы, которая предполагает формирование мотивации и поведенческих навыков здорового образа жизни у дошкольников.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

-привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

-развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

-обучение уходу за собой, навыкам оказания элементарной помощи;

-формирование представлений о том, что полезно и что вредно организму;

-формирование элементарных представлений об окружающей среде;

-выработку привычек выполнения ежедневных физкультурных упражнений.

Физическое воспитание осуществляется через занятия по физической культуре, в соответствии с комплексной общеобразовательной программой и кружковой работе, а так же  спортивные праздники, досуги, индивидуальную работу.

Особое внимание педагоги уделяют проведению закаливающих и профилактических процедур, учитывающих физическое и эмоциональное состояние дошкольников и младших школьников: воздушное закаливание, оздоровительный бег, интенсивное закаливание стоп, реализация динамических пауз и др.

Для изучения динамики физического развития детей и учащихся в МОУ осуществляется педагогическая диагностика выполнения учебных нормативов по физической подготовке воспитанников и учащихся, отслеживание уровня качества знаний учащихся, а так же медико-педагогический контроль.

 

Количество детей с хроническими заболеваниями   (по сравнению с предыдущим годом) в детском саду  и в школе не изменилось. Число здоровых  детей  как в детском саду, так и в школе    (с первой группой здоровья) увеличилось.   Это видно из таблицы и диаграммы:

 

Год

Группа

здоровья

 

Количество детей

2008 год

2009  год

2010  год

Детский сад

Школа

Детский сад

Школа

Детский сад

Школа

 1 группа

66 - 34%

12 - 16%

84 – 41 %

10 – 16 %

87 – 43 %

11 -21 %

 2 группа

109 - 57%

32 - 44%

121 – 51 %

22 – 48 %

99 – 49 %

23 – 44 %

 3 группа

18 - 9%

28 - 38%

15 – 8 %

21 – 34 %

17 – 8 %

18 – 33 %

4 группа

0%

1 - 2%

0

1 – 2%

0

1 – 2 %

Всего детей

193

73

220

53

203

52

1 группа – здоровые дети

2 группа – незначительные отклонения в состоянии здоровья  (в том числе кариес)

3 группа – хронические заболевания

4 группа – значительные отклонения в состоянии здоровья, дети – инвалиды.

 

Результаты диагностики освоения программы по физическому воспитанию

Результат диагностической и контрольной деятельности в МОУ показал, что количество дней, пропущенных по болезни одним ребёнком ежегодно уменьшается; физическая подготовка детей соответствует среднестатистическим показателям и имеет положительную динамику; кружковая работа способствует формированию и развитию навыков здорового образа жизни; корригирующая гимнастика позволяет сократить число детей с нарушениями осанки и плоскостопия. Однако общее снижение уровня здоровья поступающих в МОУ детей, и наиболее распространённые их заболевания, связанные с психологическим здоровьем, неврологическими заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мотивирует медицинский и педагогический персонал на дальнейшую работу по данному приоритетному направлению.

В МОУ ежегодно проводится педагогическая диагностика освоения воспитанниками общеобразовательной программы. 

 Сводные данные выполнения  государственных стандартов в воспитании и образовании по результатам наблюдений и самоанализа педагогов за  2009 - 2010  учебный год.

 

 

Основные

параметры

Услов

ные

обоз

наче

ния

1-я

младшая

группа №1

2-я

младшая

группа №3

2-я

младшая

группа №6

Средняя

группа

№2

Средняя

группа №11

Старшая

группа №7

Старшая

группа

№10

Подго-

тови-

тель-

ная

группа

№8

Подго-

тови-

тель-

ная

группа

№9

Итог

Развитие детей

1 года жизни

(младший возраст)

 

М. в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие

сотрудников

с детьми

 

М.в.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие детей

2-3 года жизни

(ранний возраст)

 

Р.в.

 

1.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие

сотрудников с детьми 2-3 года жизни

 

Р.в.В.

 

2.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие

сотрудников с детьми 3-7 лет

 

В.

 

 

2,5

 

2.5

 

2.6

 

2.7

 

2.6

 

2.7

 

2.8

 

2.7

 

2,6

Развитие игровой

деятельности

 

И.

 

 

2,0

 

2.1

 

2.3

 

2.5

 

2.6

 

2.6

 

2.7

 

2.4

 

2,4

Физическое развитие и здоровье

 

Ф.

 

 

2,0

 

2.0

 

2.4

 

2.5

 

2.6

 

2.6

 

2.7

 

2.7

 

2,4

Речевое развитие ребенка

 

Р.

 

 

1,9

 

2,1

 

2.1

 

2.2

 

2.2

 

2.3

 

2.4

 

2.3

 

2,2

Развитие ребенка в изобразительной

деятельности

 

Из.

 

 

1,8

 

1.7

 

2.3

 

2.3

 

2.4

 

2.5

 

2.5

 

2.5

 

2,3

Развитие ребенка в музыкальной

деятельности

 

М.

 

 

2,4

 

2.4

 

2.5

 

2.5

 

2.7

 

2.7

 

2.8

 

2.8

 

2,6

Развитие ребенка в театрализован-

ной деятельности

 

Т.

 

 

1,9

 

1.9

 

2.3

 

2.2

 

1,9

 

2.5

 

2.5

 

2.5

 

2,2

Развитие ребенка

в конструктивной

деятельности

 

К.

 

 

1,6

 

1.8

 

2.1

 

2.2

 

2.0

 

2.4

 

2.3

 

2.5

 

2,1

Развитие элемен-

тарных математи

ческих представл.

 

Ма.

 

 

2,2

 

2,4

 

2.4

 

2.5

 

2.6

 

2.7

 

2.7

 

2.7

 

2,5

Развитие элемен.

естественнонаучных

представлений

 

Е.

 

 

1,5

 

1.6

 

2,0

 

2,0

 

2.2

 

2.2

 

2.3

 

2.4

 

2,0

Развитие экологической

культуры

 

Э.

 

 

1,5

 

1.6

 

2.0

 

2.1

 

2.4

 

2.5

 

2.5

 

2.4

 

2,1

Развитие представл.

о человеке в исто-

рии и культуре

 

Ч.

 

 

1,5

 

1.5

 

2,0

 

2,1

 

2.1

 

2.4

 

2.2

 

2.4

 

2,0

Оценка по группам

всех направлений и

средний балл

 

 

 

1,9

 

2.0

 

2.3

 

2.3

 

2.4

 

2.5

 

2.5

 

2.5

 

2,3

Результаты

2010-2011_уч.г.

Продолжение »

© mou-rostok