|
Содержание 1. Введение 2. Информационная справка 3. Проблемный анализ состояния МОУ 4. Концепция программы развития МОУ 5. Деятельность по реализации программы 1.Введение Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад «Росток» (далее МОУ «Росток») является звеном муниципальной системы образования г. о. Самара, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей, а так же реализация преемственности общеобразовательных основных и дополнительных программ дошкольного и начального общего образования, соответствующего государственным образовательным стандартам. В своей деятельности МОУ руководствуется Конституцией РФ от 12.12.93, Конвенцией о правах ребёнка, Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и начального школьного возраста, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, договором, заключаемым между МОУ «Росток» и родителями (законными представителями) и уставом МОУ «Росток». Предназначение МОУ «Росток» определяется его местом в муниципальной системе образования: это образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе реализации основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования. Основными средствами реализации предназначения МОУ «Росток» являются: — Устав МОУ «Росток», утверждённый Приказом Департамента управления имущественных отношений г.о.Самара от 13 мая 2010г. № 1679; — освоение воспитанниками дошкольного отделения (дошкольное образование) основной общеобразовательной (учебной) программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; программы «Сообщество» и комплекса парциальных программ; - освоение обучающимися 1 ступени (начальное общее образование) основной общеобразовательной (учебной) программы «Школа - 2100» под ред. А.А.Леонтьева, программы «Система Л.В.Занкова»; — предоставление воспитанникам и ученикам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой; 2. Информационная справка МОУ «Росток» открыто в 1992г., расположено в двухэтажном типовом здании, находящемся во дворе многоэтажных домов, отдалено от дороги. В настоящее время в МОУ «Росток» функционируют 9 возрастных групп детей раннего и дошкольного возраста и два класса для детей начальной школы. Из групп 0 ступени одна группа общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 3 лет и восемь групп общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет. Режим работы: 12 часов, пять дней в неделю. Целью деятельности МОУ является: обеспечение воспитания, обучения, оздоровления воспитанников и учащихся в возрасте от 1,5 до 10,5 лет. Задачи образовательного процесса в МОУ: - формирование общей культуры личности воспитанников и обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; - адаптация воспитанников и обучающихся к жизни в обществе, создание основы для освоения общеобразовательных программ средней ступени общеобразовательной школы; - воспитание у воспитанников и обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование основ здорового образа жизни; - осуществление комплекса мер, направленных на физическое, интеллектуально-личностное развитие, охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников и учащихся; - осуществление санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; - забота об эмоциональном благополучии воспитанников и учащихся; - приобщение к общечеловеческим ценностям; - взаимодействие с семьями воспитанников и учащихся для обеспечения их полноценного развития. В решении задач педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса: осваивают новые технологии воспитания и обучения детей, которые осуществляют как на занятиях, так и в кружковой работе художественно-эстетической направленности «Весёлые горошины», здоровьесберегающей направленности «Основы безопасности жизнедеятельности» и коррекционной гимнастике. Педагоги МОУ «Росток» принимают активное участие в методических мероприятиях и конкурсах городского уровня: «Детский сад года 2009», «Подарок Деда Мороза»; районного уровня: «Ступени мастерства», «Весёлые старты», «Маленький гений», «Мир глазами детей», «Счастливое детство» и др. Педагогический коллектив МОУ «Росток» в основном стабильный, инициативный. МОУ «Росток» укомплектован следующим педагогическим персоналом: заместитель директора по УВР, старший воспитатель, воспитатели, методист АСУ РСО, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, учителя, воспитатели ГПД, библиотекарь. Все педагогические работники своевременно повышают свою квалификацию на курсах в учреждениях дополнительного образования и путём самообразования, что способствует стабильному росту педагогической компетентности работников. В МОУ работает профессиональный коллектив педагогов, из них три педагога имеют звание «Почетный работник общего образования», 13 педагогов (45%) – высшую, 5 человек (17%) – первую и 3 педагога (10%) имеют вторую квалификационную категории. Коллектив педагогов находится в постоянном поиске форм и методов работы. 5 педагогов (17%) в течение 2009/2010 учебного года прошли курсовую переподготовку на базе СИПКРО и ЦРО. Три сотрудника учатся в ВУЗах, четверо - в Самарском социально-педагогическом колледже. Необходимо отметить, что в учреждении достаточно стабильный педагогический коллектив. Ротация кадров незначительна. Однако, в связи с предполагаемым расширение дошкольного отделения, ожидается приток молодых специалистов, не имеющих практического опыта работы. Повышению качества оказания образовательных услуг способствуют различные формы методической работы в МОУ «Росток»: педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, взаимопросмотры занятий, консультации, педагогические игры, смотры-конкурсы и т.д., которые проводятся совместно для учителей начальной школы и воспитателей детей дошкольного возраста Работники учреждения постоянно работают над укреплением материально-технической базы: пополняют базу методической литературы и демонстрационного материала, дидактических игр и учебных пособий, что обеспечивает высокий уровень подготовки детей к следующему звену в системе образования: начальной и средней школе. В МОУ «Росток» имеются музыкальный и спортивный залы, плавательный бассейн, методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, библиотека. Групповые помещения зонированы, что способствует разностороннему развитию детей и реализации их двигательной активности. Участок детского сада озеленен, оснащен игровым оборудованием, имеется спортивная площадка. Программно-методическое и материально-техническое оснащения педагогического процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного и начального общего образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа и обеспечение преемственности нулевой и первой ступеней образования. Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы МОУ «Росток» был частью городского образовательного пространства, поэтому МОУ - открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями: МОУ СОШ № 118, ДОУ Кировского и Красноглинского районов, ММУ ГБ № 3, центром «Семья» Красноглинского района, Подростковым центром «Русская слобода», Центральной детской библиотекой, МОУ ДПО ПК Центр развития образования г.о.Самара, ТИМО Красноглинского района г.о.Самара, СИПКРО г.о.Самара (Приложение 1.). Решение задач образовательного процесса в МОУ «Росток» осуществляется с опорой на психолого-педагогическое обследование детей по уровню усвоения программного материала и развитию личности ребёнка. Педагогическая диагностика выявляет стабильное усвоение детьми минимума содержания общеобразовательных программ и формирование общей культуры личности воспитанников и обучающихся. Совместная методическая работа коллектива педагогов способствует безболезненной адаптации воспитанников и обучающихся к жизни в обществе. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитание у детей гражданственности происходит через занятия по окружающему миру, экскурсии, совместную трудовую деятельность детей и взрослых, массовые мероприятия (Приложение 2.) Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется по следующим направлениям: -привитие стойких культурно-гигиенических навыков; -развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; -обучение уходу за собой, навыкам оказания элементарной помощи; -формирование представлений о том, что полезно и что вредно организму; -формирование элементарных представлений об окружающей среде; -выработку привычек выполнения ежедневных физкультурных упражнений. Физическое воспитание осуществляется через занятия и уроки по физической культуре, в соответствии с комплексной общеобразовательной программой и кружковой работе, а так же спортивные праздники, досуги, индивидуальную работу. Особое внимание педагоги уделяют проведению закаливающих и профилактических процедур, учитывающих физическое и эмоциональное состояние дошкольников: воздушное закаливание, плавание в бассейне, интенсивное закаливание стоп и др. (Приложение 3). Для изучения динамики физического развития детей в МОУ осуществляется педагогическая диагностика выполнения учебных нормативов по физической подготовке воспитанников, а так же медико-педагогический контроль. Результат диагностической и контрольной деятельности в МОУ показал, что количество дней, пропущенных по болезни одним ребёнком, ежегодно уменьшается; физическая подготовка детей соответствует среднестатистическим показателям и имеет положительную динамику; кружковая работа способствует формированию и развитию навыков здорового образа жизни; корригирующая гимнастика позволяет сократить число детей с нарушениями осанки и плоскостопия. Однако общее снижение уровня здоровья поступающих в МОУ детей, и наиболее распространённые заболевания дыхательной системы, мотивирует медицинский и педагогический персонал на дальнейшую работу по данному направлению. Наиболее проблемной областью образования дошкольников, по результатам психолого-педагогической диагностики, стало выполнение требований программы по разделу «Развитие звуковой культуры речи». Наблюдения педагогов показывают увеличивающийся приток детей дошкольного возраста с проблемами речи. Логопункт, открытый в 2002 г., не справляется с ежегодно увеличивающимся количеством детей, требующим особого внимания педагогов. Задержка речевого развития накладывает отпечаток на развитие общения детей. Педагог-психолог отмечает повышение тревожности и агрессивности у дошкольников, которая в начальной школе только прогрессирует. Знания педагогов по выявлению речевых проблем и незначительной коррекции речи, нуждаются в усовершенствовании. Именно это направление работы принято педагогами как приоритетное на ближайшее время. Ещё одним приоритетным направлением работы педагоги считают формирование активности и инициативности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как они закладывают основу для формирования регулятивных универсальных учебных действий, которая является основой успешности ребёнка в различных видах деятельности. Наиболее перспективной областью, позволяющей сформировать активность и инициативность, по мнению педагогов, являются занятия музыкально-эстетического цикла. Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется на основе сотрудничества. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей происходит через родительские собрания, консультации, семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, совместные мероприятия (праздники и досуги), выставки совместного творчества детей с родителями, оформление стендов: «Росток – планета детства», «Шаг за шагом к здоровью», изучение родительского мнения о работе начальной школы-детского сада через анкетирование, опросы. Таким образом, в МОУ «Росток» созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне: создан коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создаётся благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между участниками образовательного процесса строятся на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания; материально-техническое обеспечение соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей, следовательно образовательный процесс в МОУ «Росток» строится в полном соответствии с требованиями государственного стандарта по дошкольному и начальному общему образованию. 3. Проблемный анализ состояния МОУ На основании анализа физического развития детей, предрасположенности детей к заболеваниям в силу не достаточно развитых навыков по самообслуживанию, в связи с запросом родителей (законных представителей), педагогами МОУ было выбрано для реализации приоритетное направление по физическому развитию детей. С целью реализации приоритетного направления физическое воспитание детей осуществляется на основании программы, которая предполагает формирование мотивации и поведенческих навыков здорового образа жизни у дошкольников. Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям: -привитие стойких культурно-гигиенических навыков; -развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; -обучение уходу за собой, навыкам оказания элементарной помощи; -формирование представлений о том, что полезно и что вредно организму; -формирование элементарных представлений об окружающей среде; -выработку привычек выполнения ежедневных физкультурных упражнений. Физическое воспитание осуществляется через занятия по физической культуре, в соответствии с комплексной общеобразовательной программой и кружковой работе, а так же спортивные праздники, досуги, индивидуальную работу. Особое внимание педагоги уделяют проведению закаливающих и профилактических процедур, учитывающих физическое и эмоциональное состояние дошкольников и младших школьников: воздушное закаливание, оздоровительный бег, интенсивное закаливание стоп, реализация динамических пауз и др. Для изучения динамики физического развития детей и учащихся в МОУ осуществляется педагогическая диагностика выполнения учебных нормативов по физической подготовке воспитанников и учащихся, отслеживание уровня качества знаний учащихся, а так же медико-педагогический контроль.
Количество детей с хроническими заболеваниями (по сравнению с предыдущим годом) в детском саду и в школе не изменилось. Число здоровых детей как в детском саду, так и в школе (с первой группой здоровья) увеличилось. Это видно из таблицы и диаграммы:
1 группа – здоровые дети 2 группа – незначительные отклонения в состоянии здоровья (в том числе кариес) 3 группа – хронические заболевания 4 группа – значительные отклонения в состоянии здоровья, дети – инвалиды.
Результаты диагностики освоения программы по физическому воспитанию Результат диагностической и контрольной деятельности в МОУ показал, что количество дней, пропущенных по болезни одним ребёнком ежегодно уменьшается; физическая подготовка детей соответствует среднестатистическим показателям и имеет положительную динамику; кружковая работа способствует формированию и развитию навыков здорового образа жизни; корригирующая гимнастика позволяет сократить число детей с нарушениями осанки и плоскостопия. Однако общее снижение уровня здоровья поступающих в МОУ детей, и наиболее распространённые их заболевания, связанные с психологическим здоровьем, неврологическими заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мотивирует медицинский и педагогический персонал на дальнейшую работу по данному приоритетному направлению. В МОУ ежегодно проводится педагогическая диагностика освоения воспитанниками общеобразовательной программы. Сводные данные выполнения государственных стандартов в воспитании и образовании по результатам наблюдений и самоанализа педагогов за 2009 - 2010 учебный год.
|